Вы здесь: Главная Полезное Требования по подготовке макета для офсетной печати

Требования по подготовке макета для офсетной печати

Ваш консультант
Виталий Кузьменко
Виталий
Кузьменко
Менеджер по работе с клиентами Тел.:+375 29/33 364-84-80 E-mail:info@lumena.by
Свяжитесь с нами:

Общие технические требования, к исходным материалам, принимаемым в электронном виде.

В производство принимаются материалы, изготовленные при помощи следующих программных продуктов:

1) Microsoft Office (любой версии), PC.

Данные материалы могут приниматься в работу только только в качестве исходного текста (набора) для книжной или иной продукции, который подлежит (в обязательном порядке) макетированию и верстке при помощи специализированного программного обеспечения. Материалы, представленные в Microsoft Word (Excel) не могут рассматриваться в качестве верстки либо готового макета ни при каких обстоятельствах. Это связано с особенностями представления данных в продуктах Microsoft. Для того, чтобы данные материалы были приняты в работу в качестве верстки необходимо преобразование их в формат PDF при помощи программ Acrobat Distiller, Acrobat PDFWriter или принтера “Adobe Acrobat” c соблюдением требований к формату PDF (изложенных ниже) с последующей проверкой специалистом.Презентации PowerPoint принимаются в индивидуальном порядке. Это значит, что решение о приеме файла в работу или отказе от него принимаю я после того, как увижу этот файл и узнаю, что Вы хотите из него получить. 

В случае передачи материалов, изготовленных при помощи офисных пакетов (Microsoft Office и подобные) возможность воспроизведения и ожидаемое качество полученной продукции НЕ ГАРАНТИРУЕТСЯ!

2) Corel DRAW!, (максимальная версия X6), PC/MAC.

Оригинал-макеты, предоставленные в Corel DRAW! должны удовлетворять следующим требованиям:

  • Все шрифты должны быть переведены в кривые (во избежание их неправильной подстановки).
  • В случае использования не переведенного в кривые текста (например, для корректуры) необходимо отдельно приложить все шрифты, используемые в документе. Внедрять шрифты с помощью TrueDoc противопоказано.
  • Все помещенные цветные растровые изображения должны быть представлены в цветовой модели CMYK. Модифицировать эти изображения внутри CorelDRAW не рекомендуется!
  • При использовании PowerClip, обязательно включайте параметр Lock Content to PowerClip, иначе содержимое PowerClip может быть выведено с искажениями.
  • Эффекты, связанные с прозрачностью (тени, линзы и т.п.) рекомендуется сводить в Bitmap для их более надежного воспроизведения. Это не значит, что они не воспроизводятся напрямую, однако полученный результат может несколько отличаться от того, что дизайнер видел на мониторе.

3) Adobe Photoshop (любой версии), PC/Mac, TIFF, JPG, прочие растровые форматы.

Предоставление макетов, изготовленных полностью в Photoshop, нежелательно ввиду того, что они трудно поддаются модификации, что возлагает на Вас всю ответственность за допущенные в ходе подготовки ошибки.

  • Изображения должны быть представлены в модели СМУК.
  • Лишние (невидимые) слои должны быть удалены.
  • Текстовые слои должны быть растеризованы. Слои с черным текстом должны иметь атрибут наложения Multiply. Если Вы не растеризуете текстовые слои, приложите шрифты и распечатайте макет со своего компьютера.

4) Adobe PageMaker (максимальная версия 7.0), PC.

Ввиду определенных сложностей корректной работы PageMaker с документами PDF, материалы в формате PageMaker НЕ ПРИНИМАЮТСЯ. Для передачи их в типографию преобразуйте Вашу верстку в формат PDF с учетом требований к этому формату.

5) QuarkXPress PC/Mac.

  • Все изображения  и шрифты должны прилагаться в виде внешних файлов.Собирать публикацию рекомендуется при помощи функции Collect For Output. Рекомендуется следить за наличием в шрифтах гарнитур Bold и Italic.
  • Если Вы используете любые дополнения (XTensions), помимо тех, что входят в комплект поставки QuarkXPress, их необходимо присовокупить к передаваемым материалам. В противном случае Ваш файл может не открыться либо открыться со значительными искажениями. Вообще же дополнения, не входящие в состав пакета QuarkXPress использовать не рекомендуется ввиду того, что они не тестировались с фотовыводящими устройствами и созданные ими элементы оригинал-макета могут не выводится на пленку. При этом приходится переделывать все созданные сторонними дополнениями элементы, используя стандартные средства, что отрицательно сказывается на сроках выполнения заказа и его цене.
  • Публикация должна содержать растровые изображения только в цветовой модели CMYK. Если планируется печать смесевыми красками Pantone, либо комбинация CMYK+Pantone, допускается помещение в публикацию многоканальных растровых изображений (Duotone, CMYK+Spot).
  • Помещать в публикацию рекомендуется только изображения форматов TIFF, EPS, Photoshop EPS, DCS 2.0. Очень нежелательно помещать файлы Microsoft Excel, Adobe Table Editor, GIF, JPG, WMF, EMF, Kodak PhotoCD Adobe Illustrator, Adobe Photoshop, CorelDRAW!, Macromedia FreeHand и т.п. – это может привести к искажениям при выводе.
  • Крайне нежелательно использование в публикации системных шрифтов, входящих в комплект поставки Windows (вроде Times New Roman, Arial, Courier и т.п.)
  • Макет подлежит обязательной распечатке, проверке и утверждению заказчиком (посредником).
  • Никогда не используйте OPI при работе с изображениями в формате TIFF! Либо отключайте OPI при импорте TIFF-изображения, либо используйте формат Photoshop EPS (для QuarkXPress версий ниже 6.0)

Настоятельно рекомендуется не передавать файлы верстки QuarkXPress в типографию, а изготавливать из них файлы PDF в соответствии с требованиями к этому формату.

6) Adobe InDesign (максимальная версия CS6).

  • Все изображения  и шрифты должны прилагаться в виде внешних файлов. Собирать публикацию рекомендуется при помощи функции Package. Рекомендуется следить за наличием в шрифтах гарнитур Bold и Italic. Если шрифты не прилагаются, то они должны быть переведены в кривые.
  • Публикация должна содержать растровые  изображения только в цветовой модели CMYK. Если планируется печать смесевыми красками Pantone, либо комбинация CMYK+Pantone, допускается помещение в публикацию многоканальных растровых изображений (Duotone, CMYK+Spot).
  • Помещать в публикацию можно только изображения форматов TIFF, EPS, Photoshop EPS, DCS 2.0. С определенными ограничениями могут быть помещены файлы PSD и AI (проследите за их правильным отображением в публикации в режиме высокого качества вывода). Нельзя помещать файлы Microsoft Excel, Adobe Table Editor, GIF, не рекомендуется - JPG, WMF, EMF, Kodak PhotoCD, CorelDRAW!, Macromedia FreeHand и т.п.
  • Нежелательно использовать использовать внутри InDesign растровых эффектов (теней, прозрачностей и т.д.). Надежнее всего делать эти вещи в Adobe Photoshop.
  • Крайне нежелательно использование в публикации системных шрифтов, входящих в комплект поставки Windows (вроде Times New Roman, Arial, Courier и т.п.)
  • Макет подлежит обязательной распечатке, проверке и утверждению заказчиком (посредником).
  • Ввиду простоты преобразования работ, выполненных в InDesign в формат PDF, рекомендуется выполнять это преобразование с учетом требований к формату PDF, изложенных в настоящем документе ниже и предоставлять в типографию файлы PDF. 

7) Adobe Illustrator (максимальная версия CS6), PC/Mac.

  • Документ должен содержать растровые изображения только в цветовой модели CMYK. Если планируется печать смесевыми красками Pantone, либо комбинация CMYK+Pantone, допускается помещение в публикацию многоканальных растровых изображений (Duotone, CMYK+Spot).
  • Изображения должны быть либо внедрены (Embeeded) в документ, либо прилагаться в виде внешних файлов.
  • Все шрифты должны быть переведены в кривые.
  • При сохранении файла включайте опцию Create PDF Compatible File.

8) Macromedia (Adobe) FreeHand (независимо от версии)

  • Принимаются только форматы файлов Editable EPS и PDF.
  • Все шрифты должны быть переведены в кривые.
  • Все растровые изображения должны быть представлены в цветовой модели CMYK.
  • Все спецэффекты должны быть растеризованы.

9) PDF

  • В документ должны быть включены используемые шрифты. (Проверяется путем просмотра документа в Acrobat Reader с выключенной опцией Advanced -> Use Local Fonts или Page Display -> Use Local Fonts в более новых версиях пакета)
  • Все представленные в документе изображения должны быть в цветовой модели CMYK. Если в макете будут присутствовать изображения модели RGB, они будут преобразованы в CMYK с использованием наших стандартных параметров. В этом случае возможны некоторые (иногда значительные) отклонения в цветопередаче.
  • При создании PDF-файла внимательно следите за тем, чтобы в него вносилось как можно меньше изменений. Всегда выключайте пересчет изображений, компрессию растровых изображений и преобразования цветовых пространств. В противном случае при выводе и печати Вашей продукции возможны отклонения, связанные с тем, что некоторые схемы преобразования данных связаны с потерей информации.
  • Готовьте PDF-файл таким образом, чтобы он изначально содержал все необходимые допуски на резку и другую послепечатную обработку издания. Всегда сообщайте нашему технологу дообрезной и послеобрезной размер издания. Не включайте в файл всевозможные метки и шкалы – они полностью бесполезны и только мешают, причем в некоторых случаях норовят появиться в печатном поле изделия.
  • Если Вы передаете Ваше издание в формате PDF, помните, что  ответственность за все дефекты, возникшие в процессе воспроизведения, полностью лежит на Вас. Помните, что мы не сможем вмешаться в ваш материал сколько-нибудь значительным образом, и даже исправления одной буквы становится достаточно сложной операцией, которую не всегда возможно осуществить. Предоставляйте в формате PDF только те издания, которые полностью готовы к печати и не требуют вмешательства оператора в свою внутреннюю структуру. Все, что делает оператор с PDF-файлом – это спуск полос, т.е. простая расстановка страниц на листе без каких-либо изменений в содержимом этих страниц. В случае возникновения явно видимых дефектов при выводе или печати Вам в лучшем случае позвонят и проинформируют о проблеме.

Все многостраничные сложные издания, верстка и подготовка которых выполняется квалифицированными специалистами, настоятельно рекомендуется передавать в формате PDF с выполнением указанных в настоящем документе требований. Правильное использование технологии PDF наилучшим образом гарантирует отсутствие искажений в компоновке таких изданий.

Вся периодика (журналы, газеты) и подобные ей многостраничные издания (книги, многостраничные буклеты, каталоги и т.п.) принимаются только в формате PDF для предотвращения искажений, которые неизбежно возникают при переносе файлов верстки большого объема. В виде файлов верстки подобные издания не принимаются в работу.

Примечание. Если у Вас имеется готовый оригинал-макет, не соответствующий приведенным выше требованиям, прежде чем пытаться «довести» его до кондиции самостоятельно, проконсультируйтесь с нашими специалистами, чтобы не принести вреда и не создать лишнюю работу, не нужную ни Вам, ни нам. В данном случае лучший выход – принести в типографию то, что есть на руках и обсудить процесс доработки (Вашими или нашими специалистами) непригодного к печати файла. Помните, что действительно клинические случаи (когда напечатать файл невозможно вообще в принципе) встречаются крайне и крайне редко.

Следует также избегать кажущегося легким пути автоматической конвертации форматов файлов (например из Microsoft Word в PDF или PostScript). От таких манипуляций неправильно изготовленный файл не станет пригодным для печати, в то время как переделка его существенно усложнится, если вообще будет возможна, не говоря уже о потерях при самой конвертации. Запомните простое правило – самый лучший формат документа это тот, в котором он существует в настоящий момент.

Общие рекомендации, не зависящие от форматов файлов.

Большинство несоответствий данным требованиям легко обнаружить и устранить с помощью функций вида Document Info и поиска-замены. Если Вы сомневаетесь в количестве красок в выполненном макете, включите цветоделение (Separation) в диалоге печати и посмотрите на количество красок – оно должно быть идентично тому, которое Вы заказываете в типографии.

  1. 1. Все растровые изображения должны иметь разрешение не менее 300 ppi. Допускается использование меньших разрешений для растровых изображений большой площади (плакаты А2, А3, листовки А4, где растровое изображение занимает всю или практически всю площадь), не содержащих мелких деталей. В этом случае качество оттиска по детализации будет соответствовать разрешению растровых изображений в предоставленных материалах. В любом случае крайне нежелательно использовать растровые изображения с разрешением менее 200 ppi
  2. 2. Если Вы увеличиваете разрешение растрового изображения программным путем (при помощи  Adobe Photoshop например), то качество его воспроизведения от этого существенно не улучшится – программа не сможет создать из ничего недостающую информацию.
  3. 3. Использование растровых изображений, разрешением более 600 ppi для цветных и 1200 ppi для монохромных изображений лишено какого-либо смысла. Изображения даже такого разрешения, строго говоря, избыточны, разрешение в 300-400 ppi вполне достаточно для высококачественной печати полноцветного изображения. Превышения рекомендуемых значений ведет только к увеличению объемов файлов и времени их обработки, а в некоторых случаях - к отказу в работе специализированных программ фотовывода. Поэтому рекомендуется придерживаться принципа разумной достаточности.
  4. 4. По возможности не используйте изображений формата jpg малого объема и с высокой степенью компрессии, особенно скачанные из общедоступных источников в сети Интернет. Если все же используете, имейте в виду, что все артефакты и дефекты, видимые при некотором увеличении изображения, будут присутствовать на оттисках.
  5. 5. Нежелательно сдавать в работу файлы в виде полностью растровых изображений (TIFF, JPG и т.п.).  Они трудно поддаются модификации на месте и их использование связано с возможностью возникновения мелких, но от этого не менее неприятных дефектов, таких как присутствие вывороток под мелким черным текстом, размытость мелких деталей, размытость шрифтов в связи с их растрированием и т.п.
  6. 6. Необходимо учитывать несовмещение красочных форм при печати. Например, линии толщиной менее 0,2 мм, мелкий текст в несколько красок или по фону, тонкие белые элементы по многокрасочному фону весьма от него страдают.
  7. 7. Общая толщина красочного слоя не должна превышать 300%. Лучше всего ограничиваться 260-280%. 
  8. 8. Черный цвет – это CMYK 0 0 0 100. Белый цвет – это CMYK 0 0 0 0. Никак иначе быть не может! Не загрязняйте черный цвет другими красками – чернее он от этого не станет, зато возникнут трудности при совмещении и станет заметен некрасивый паразитный оттенок. Если Вы используете заливки черного цвета большой площади (сравнимой с общей площадью изделия) или сплошные черные фона, используйте цвета CMYK C50 M30 Y0 K100 или CMYK С60 М60 Y60 K100 для получения более глубокого и насыщенного черного цвета. Первый имеет холодный оттенок, второй - более теплый. Больше никаких красок добавлять НЕ НАДО – это повышает возможность отмарывания (перехода краски с лица предыдущего листа на оборот следующего в тираже) и увеличивает время сушки тиража перед дальнейшей печатью или послепечатными операциями.
  9. 9. Следите, пожалуйста, за атрибутами Overprint в программах векторной графики и верстки. Не используйте их, если не уверены на 100% в своих действиях. Например, если белый объект снабжен атрибутом Overprint Fill, он никогда не появится на оттиске.
  10. 10. Всегда предоставляйте вместе с файлами распечатки на бумаге (неважно какого качества). Это упростит контроль качества материалов и избавит Вас от множества ненужных проблем, а также сэкономит кучу времени и денег. Если Вам не на чем распечатать макет издания, это можно сделать у нас после оформления заказа.
  11. 11. При изготовлении оригинал-макетов учитывайте все необходимые технологические допуски, такие как обрез со всех сторон, подрезку книг и журналов. Не располагайте никаких элементов ближе 3 мм от линии реза. Подрезка этикеточной продукции – 1-2 мм со всех сторон, листовок и буклетов – 2-5 мм со всех сторон, книг, брошюр и журналов – по 3-5 мм с трех сторон (кроме корешка). Обрезные поля должны быть  дозалиты изображением основного фона, элементы графики, выполненные «под обрез» должны быть продолжены на величину дозаливки. Дозаливка для изделий, подлежащих вырубке (карманные календари, вырубные этикетки, коробки, папки и т.п.) должна составлять не менее 2 мм (рекомендуется 3-4 по возможности) со всех сторон. Если Вы сомневаетесь, с каких именно сторон добавлять обрезное поле, добавляйте со всех сторон – ненужное поле будет удалено при спуске полос. Учитывайте, пожалуйста, толщину корешка и способ сшивки книги или брошюры. Если Вы не владеете вопросами технологии, обязательно обращайтесь за консультацией к нашим технологам! Правильно подготовленный оригинал-макет существенно ускорит и удешевит выпуск Вашей продукции.
  12. 12. Не снабжайте макет крестами, метками и шкалами. Они ничем не помогут при печати тиража и будут только мешать при монтаже и спуске полос. Всегда удаляйте метки фальцовки, резки и т.п. Помните, что любой вспомогательный элемент (такой как метка, приладочный крест или просто служебная отметка) могут быть напечатаны в тираже, если оператор не заметит этот объект или неправильно поймет его назначение. Все, что действительно необходимо для печати и последующей обработки тиража будет добавлено при монтаже.
  13. 13. Если изделие предполагает вырубку, непрямоугольную резку, просечку отверстий, биговку, перфорацию, позаботьтесь о том, чтобы контур вырубки и местоположение  биговальных (перфорирующих) ножей были точно обозначены при помощи хорошо заметных векторных объектов. Штамп обязательно должен быть сгруппирован и может быть положен поверх основного изображения либо на отдельный слой.
  14. 14. Если изделие предполагает тиснение, выборочную лакировку, конгрев, блинт и тому подобные операции послепечатной отделки, наносимое при помощи этих операций изображение должно явно присутствовать в передаваемых материалах в виде отдельного слоя, краски Pantone c overprint’ом, отдельной страницы либо отдельного файла. Слой, краска, страница или файл должны нести в своем названии информацию о своем назначении. В противном случае человеку, впервые видящему Ваш файл, бывает сложно догадаться: печатать, например, серебро, или выполнять в виде тиснения фольгой. В любом случае информация об операциях послепечатной отделки, перечисленных в начале данного пункта должна точно и подробно сообщаться лицу, принимающему в работу Ваш заказ.
  15. 15. При подготовке книг, брошюр, газет и журналов обязательно выясните у нашего редактора необходимость и содержание выходных данных издания и вопросы, связанные с авторскими правами и государственными нормами, предъявляемыми к данной продукции.
  16. 16. Файлы макетов многостраничной продукции (книги, газеты, журналы и т.п.) должны быть выполенены постранично (никаких разворотов) и содержать страницы только одной ориентации. Если Вам необходимо на части страниц изменить ориентацию, перед передачей макета в типографию, поверните изображение на этих страницах в нужную Вам сторону в программе верстки или в Adobe Acrobat.
  17. 17. Учитывайте, что любые работы по переделке и доводке Вашего оригинал-макета в репроцентре сопряжены с затратами времени и стоят определенных денег.
  18. 18. Определяйте, пожалуйста, цвет и количество красок сразу и однозначно. При стандартной четырехкрасочной печати все краски должны быть определены как CMYK и Process. Дополнительные краски (например, бронза или серебро) должны быть определены как Spot Color и печатаются они отдельным прогоном.
  19. 19. Окрашивайте объекты теми цветами, которыми они должны быть напечатаны. Не заменяйте серебро оттенком черной краски, а бронзу или золото – похожим на них CMYK-эквивалентом. Не заменяйте то, что должно печататься красками CMYK, цветами Pantone, которые «красивее» - на выходе получите CMYK, но не совсем тот, что ожидали. Для дополнительных к CMYK красок используйте цвета Pantone. При печати смесевыми красками Pantone окрашивайте объекты именно в те цвета, которыми они должны быть напечатаны. Следите за именами цветов – разница даже в одну букву может дать дополнительную краску. Типично все объекты должны быть окрашены в цвета модели CMYK, за исключением тех, которые планируется печатать смесевыми красками Pantone. Они должны быть окрашены в цвет краски, которой предполагается печать этих объектов.
  20. 20. Учитывайте тот факт, что растровые изображения с дополнительными каналами (красками) должны быть представлены только в формате DCS 2.0 и наиболее правильно обрабатываются пакетами QuarkXPress, Adobe InDesign, с некоторыми нюансами - CorelDRAW! X6.
  21. 21. Имейте в виду, что материалы, созданные в офисных программах требуют обязательной и основательной переработки, что существенно увеличивает сроки исполнения заказов, стоит денег и весьма негативно сказывается на качестве продукции.
  22. 22. Цветопроба существенно повысит качество Вашей продукции, обходясь при этом в сравнительно небольшую сумму. Также она позволит Вам загодя увидеть, какого цвета будет на самом деле Ваше будущее изделие.
  23. 23. Репроцентр принимает материалы на следующих носителях:
  • CD, CD-R, CD-RW, DVD-R, DVD-RW всех модификаций.
  • Любые носители, подключаемые к интерфейсу USB.
  • Посредством всех средств коммуникаций, используемых в сети Интернет, при условии, что они придуманы на этой планете и не требуют в своем использовании изменения сознания или применения паранормальных способностей (вроде ведения контрольного кода с картинки, состоящего из 128 символов, размытых 50 спецэффектами и заштрихованных в мелкую сеточку).

Носители и другие переаваемые материалы должны содержать только файлы, предназначенные для печати, либо имена этих файлов и пути к ним должны быть явно указаны в сопроводительных документах в бумажном или электронном виде.

Репроцентр оставляет за собой право качественной оценки предоставленных материалов и возврата на доработку заведомо непригодных к печати файлов, либо файлов, доводка которых связана с объективными труднопреодолимыми проблемами.

Требования, предъявляемые к твердым носителям (калькам, пленкам, формам CTP)

  1. 1. Максимальный формат печатного листа составляет 520х720 мм.
  2. 2. Клапан печатной машины отнимает 10-12 мм от короткой стороны листа. На этом поле ничего не может быть напечатано физически.
  3. 3. Цветоделенные фотоформы должны содержать все необходимые метки и шкалы для приводки красочных форм и контроля красочного слоя при помощи денситометра.
  4. 4. Материалы, требующие ручного монтажа должны содержать сопроводительную записку, включающую подробную схему монтажа. В случае отсутствия у Вас такой схемы, обратитесь к нашем технологам – они помогут Вам  ее составить.
  5. 5. Рекомендуется использовать следующие линиатуры растра:
  • Для газетной и офсетной бумаг: 80-120 lpi
  • Для этикеточных и металлизированных бумаг: 150 lpi
  • Для высококачественных мелованных бумаг: 150-175 lpi

Не превышайте данные значения – это приведет к резкому ухудшению качества печатной продукции либо к изготовлению брака.

  1. 6. Кальки, выведенные на лазерном принтере пригодны только для изготовления черно-белой печатной продукции, не содержащей растровых элементов.
  2. 7. Если же горькая судьбина принуждает Вас использовать кальки для печати растров и фотографий, учитывайте, что растр плотностью менее 15% переносится на печатную форму крайне плохо и нестабильно, принтеры имеют нехорошую привычку «полосить» и печатать оптически неплотное изображение, что также не прибавит привлекательности Вашей продукции.
  3. 8. Если Вы готовите работу к выводу на формы CTP, в дополнение к предыдущим требованиям ОБЯЗАТЕЛЬНО узнайте у специалистов типографии, каким образом должно располагаться изображение на форме, где должны быть расположены шкалы, метки, приладочные кресты, и прочие технические элементы и какими они должны быть. Если Вы расположите какие-либо элементы неправильно, в лучшем случае это приведет к тому, что Ваши формы придется выбросить, в худшем - выбросить придется тираж. А по большому счету - типография укомплектована полным комплексом СТР и имеет возможность самостоятельного вывода пластин с учетом всех необходимых технологических требований. Поэтому передача готовых пластин лишена всякого смысла, хотя и теоретически возможна.

 

Все требования данного документа носят рекомендательный характер. Это значит, что при желании Вы можете отступать от них. Однако делая это, необходимо совершенно точно представлять себе что Вы делаете. Также неплохо бы владеть современными технологиями и инструментами допечатной подготовки на уровне хотя бы крепкого специалиста (включая теоретические основы современной полиграфии и электронного издательства). Если Вы не уверены в глубине своих знаний – доверьте дело профессионалам. В конечном итоге это обойдется дешевле, да и внешний вид продукции от этого только выиграет.

Наши преимущества

Нас выбирают потому что:

Доставка по Беларуси

Офис в центре города

Номер 1

Качество подтверждено

Оперативность просчетов и выполнения заказов

Проекты под ключ

Адрес: ул. Революционная 9а. оф 54
г. Минск, Беларусь
Контактные телефоны: +375 17 327 75 69
+375 29/33 364 84 80
+375 29/44 548 71 70
Электронная почта: info@lumena.by